«Современная школа», или «Снимаем розовые очки».
Я сейчас буду говорить не о федеральном проекте национального проекта ОБРАЗОВАНИЕ с названием «Современная школа», который по планам министерства образования призван до 2024 года за 522 миллиарда рублей бюджетных денег обновить содержание и технологии преподавания общеобразовательных программ. Я буду говорить о реальном положении дел в реальных школах провинциального города.
Муниципальных общеобразовательных школ на территории нашего города 59 штук, все дети города охвачены основным образованием и 100% детей, согласно отчетности, охвачены еще и дополнительным образованием. В других регионах России, наверняка, не меньше. Только вот незадача – общий уровень образования стремительно падает с каждым годом. Попробуем разобраться, почему так происходит.
Цель и задача ОБРАЗОВАНИЯ дать людям знания. У нас есть отработанная годами система образования, в которой, согласно отчетам,
-есть учащиеся, пришедшие в учебные заведения (школы) с целью получать знания,
-есть учителя, пришедшие в учебные заведения с целью давать знания,
-есть сама управленческая СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ из чиновников, которая заявляет своей целью обеспечение передачи знаний от учителей к учащимся.
Но это согласно отчетам. На практике же, у нас
-есть учащиеся, которые приходят в учебные заведения пообщаться друг с другом, да и просто потому, что их туда приводят родители не спрашивая желания,
- есть учителя, которые устраиваются на работу с целью получать жалование за отдаваемое работе свое время и нервы, -есть сама система, которая занимается контролем времяпровождения учащимися и учителями, и ставит целью обеспечение лояльности первых и последних к самой системе.
Чувствуете разницу? Не ОБУЧЕНИЯ, а КОНТРОЛЯ! Ведь что в системе самое важное? – Чтобы каждый ребенок и его родитель был учтен, записан, проконтролирован. Чтобы ребенок был занят предлагаемой ему образовательной деятельностью, а не занимался неизвестно с кем неизвестно чем в неизвестном системе месте.
А теперь встанем на сторону ребенка и посмотрим на обучение с его стороны. Хочет ли ребенок учиться? Есть ли у него мотивы к обучению? Почему с введением режима дистанционного образования дети не учатся? Ведь для взрослого сознательного человека, в сущности, какая разница дистанционно он получит знания, или очно он их получит. Даже удобнее, сижу дома, чаек попиваю, лекцию слушаю, еще руками работать успеваю в это же время, - одно удовольствие. Материала дополнительного полно, поставила паузу на лекции, полистала интернет, уточнила непонятное…
Но дети… Они заходят в интернет и идут в игру, в социальную сеть, включают просмотр мультфильмов, прослушивание музыки, смотрят рекламу товаров… если мама за спиной стоит, только тогда ЗУМ конференцию с учителем.
Существуют различные мотивы к обучению у детей. Их много классификаций, но принципы классификации общие, возьмем, к примеру, классификацию Г. Розенфельда и прокомментируем каждый мотив сообразно нашей реальности.

● учение как радость от: работы, решения проблемы, общения с друзьями (эта группа мотивов предполагает интерес обучающегося к самому процессу деятельности); - В школу ребенок приходит пообщаться с друзьями, поговорить с одноклассниками о своих «проблемах», в интернет тоже для этого. Только в интернете ему не нужно находиться «на уроке» для такого общения, взрослый учитель в его интересах для такой мотивации лишнее, можно поболтать в чате с друзьями без учителя.

● учение, как стремление достичь личной (материальной) выгоды (примером этой группы мотивов может быть ожидание подростком материального поощрения за его успехи в учебе от близких, в будущем – высокооплачиваемую профессию); - «Мама похвалит или поругает» никто не отменял, а вот для материального поощрения мама должна иметь возможности. Нет возможностей? – Ну, извините, кормить и одевать мама и так будет, для этого делать успехи в учебе совсем не обязательно. Верить в будущую высокооплачиваемую профессию? – Ха-ха, если у ребенка папа бизнесмен или высокий чин, то он и с тройками пристроит на хорошее место, а если сборщик на конвейере, то и с красным дипломом ты будешь работать на этом же конвейере, потому как у начальника есть свой сын.

● учение на основе влияния друзей и других образцов для подражания (это может быть вариант подражания старшему брату или успешному сверстнику); - А если старший брат закончил институт и не может найти работу по специальности? А вот успешный сверстник катается на скейтборде, покрасил волосы в зеленый цвет и нравится девочкам…

● учение как стремление повысить социальный статус, избежать неудачи, позора (у школьника всегда есть возможность продемонстрировать другим свои способности в учебной деятельности и претендовать на более высокий статус в группе); - К сожалению, в современной школе способности к учебной деятельности не дают высокого статуса в группе, а иногда напротив, превращают ребенка в изгоя для круга сверстников.

● учение из чувства ответственности (например, обучающийся может испытывать угрызение совести, стыд перед собой и окружающими в случае если он получил низкую отметку. В психологии известен феномен «комплекс отличника» - стремление быть во всем и всегда первым, огромный внутренний страх возможных неудач, при этом нет права на ошибку); - тут без комментарием, в классе может быть один, два таких ученика, но еще тридцать обычных детей.

● учение на основе понимания значения профессии, жизненные установок, целей (данная группа мотивов чаще наблюдается в старшем школьном возрасте, когда перед обучающимся становится актуальным вопрос профессионального самоопределения); - Актуально для тех, кто собрался в профильный ВУЗ, например, музыку нужно сдавать для поступления, или рисунок. Остальные специальности у нас принимают по баллам ЕГЭ.

● учение на основе жизненных потребностей (данная группа мотивов будет наблюдаться у школьников, если педагог четко демонстрирует связь учебного материала с повседневной жизнью ребенка, возможности его применения в быту), - Вот как только педагог сможет объяснить ребенку, зачем в быту ему понадобится теорема Пифагора, так сразу ее все выучат. Быстрее ребенок сможет объяснить педагогу, что когда он найдет способ трудоустроиться, и ему по работе, вдруг, понадобится теорема Пифагора, то он откроет интернет и посмотрит, чем загружать сейчас свою голову непотребным, по его понятиям, материалом.

● учение вследствие принуждения, давления (мотив «надо» обучающиеся усваивают с дошкольного возраста, при этом результат обучения нужен другим: родителям, учителям, сам школьник выполняя требования, стремиться освободиться от внутреннего напряжения и давления со стороны); - Вот этот единственный мотив и остается на сегодняшний день реальным мотивом к обучению ребенка. И родитель должен прекрасно осознавать, что при таком мотиве ребенок будет выполнять только необходимый минимум.

Сегодня конец 2021 года. Федеральный проект национального проекта ОБРАЗОВАНИЕ по планам министерства образования призван до 2024 года за 522 миллиарда рублей бюджетных денег обновить содержание и технологии преподавания общеобразовательных программ. Изменит ли это мотивацию школьников? Захотят ли дети учиться в новых созданных условиях? Будут ли эти новые содержание и технологии обеспечивать процессы передачи знаний новым поколениям? – Вопросов больше чем ответов. Пока я вижу, что идет внедрение в школы цифровой среды, по национальному проекту ОБРАЗОВАНИЕ это информационно-сервисная платформа цифровой образовательной среды за 73,4 миллиарда рублей, и это получается совсем не ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ среда, а среда КОНТРОЛИРУЮЩАЯ и УЧИТЫВАЮЩАЯ.
Категория: Утверждения | Добавил: EllePlatz (03.11.2021)
Просмотров: 1190 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar