Яйцо или курица? Или как изменить сознание
(продолжение цикла статей) Наше толерантное либеральное общество признает право и свободу каждого человека в равной мере как высшую ценность. Это мнение устраивает большинство, хотя на практике никогда в истории люди равными не были. В средние века воин-завоеватель, имеющий опыт в боях, был ценным приобретением, а родившийся в голодный год ребенок был обузой, и его могли умертвить безнаказанно по любой причине. Сегодня в России ребенок олигарха и ребенок нищего имеют по Закону равные права на образование, но последний осуществить свое право вряд ли будет иметь возможности. По сему, равенство людей всегда было, есть и будет относительным. А говорю я тут про равенство всех людей к тому, что на практике существует очень мало способов решить проблемы потребностей «ненужного» населения. Способ 1 – Найти способ сокращения большей части населения, чтобы у оставшейся части населения появились другие проблемы, чем «завидовать друг другу и выяснять, кто чего больше достоин из имеющихся благ». Способ 2 - Заставить все население планеты довольствоваться минимальными природными ресурсами по их биологическим потребностям, заменив существующие социальные и духовные потребности человека другими потребностями. Способ первый мы не будем его рассматривать как не имеющий возможности реализации при существующих технологиях (заселение Марса и т.д). Мы будем рассматривать Способ 2. И будем его рассматривать с точки зрения возможностей и целесообразности осуществления замены существующих социальных и духовных потребностей человека другими потребностями. В этом аспекте следует подробнее разобрать вопросы: какие именно социальные и духовные потребности превалируют в современном социуме, откуда и как эти потребности формируются, существуют ли механизмы редактирования данных потребностей, какие факторы окружающего воздействия сохраняют данные потребности в неизменном виде. Поскольку социум состоит из индивидов, то и социальные и духовные потребности социума складываются из личностных ценностей этих индивидов. Именно личные ценности лежат в основе оценивания субъектом событий внешнего мира и собственной внутренней комфортности. Все простые понятия, которыми субъект пользуется для принятия решений, а также для осознания своей собственной ценности для общества (понятие истины, справедливости, порядочности, добра, красоты, и прочее), являются приобретенными индивидом в процессе воспитания в конкретном социуме, где происходит формирование личности этого индивида. Для рассмотрения социальных и духовных потребностей современный социум можно разделить на группы индивидов. Ранее (Ненужные люди) я грубо разделила людей на «нужных» и «ненужных», исходя из критерия востребованности каждого в поддержании и развитии существующей системы жизнеустройства и управления миром. Поскольку нашей задачей является исправление ситуации не востребованности - «ненужности», то мы сначала будем исследовать именно те группы людей, которые по каким либо причинам «внешним» либо «внутренним» оказались невостребованными, интересоваться социальными и духовными потребностями присущими именно этим людям, то есть большей части населения нашей страны. Причины «внешние» – это объективно сложившиеся обстоятельства, которые человек не может преодолеть самостоятельно. Причины «внутренние» - психологическое сознание человека, которое теоретически может подвергнуться изменению, но на практике не может быть преодолено в результате конфликта внутренней идеологии или культуры данного индивида с такими же критериями окружающей его среды. Учебником Обществознания для школьников определено, что «Социальные потребности – это потребности человека в трудовой деятельности, социально-экономической активности, духовной культуре, т. е. во всем, что является продуктом общественной жизни». Очень устаревшая формулировка, которая, с одной стороны, упрощает понимание задачи, а с другой стороны хорошо маскирует философию и социологию личностных ценностей. Если рассматривать человека как биологическое существо, то становится очевидным, что потребность, к примеру, в трудовой деятельности, не может носить естественный характер, такая потребность, как и остальные социальные и духовные потребности, могут только воспитываться в рамках общепсихологической концепции личностных ценностей. Личностные ценности пронизывают целостную психологическую структуру личности, сознания, деятельности и обнаруживают себя в процессах развития личности. В современных теоретических и общенаучных представлениях признается: «ценности составляют объективную реальность культуры, ее главные, ядерные образования, «знаки» культуры; ценности присутствуют на уровне общества и отдельных социальных групп, задавая критерии должного, желательного для различных сфер социальной активности через общественные или групповые установки и оценки, императивы и запреты, выраженные в форме нормативных представлений о добре и зле, справедливости, прекрасном и безобразном и т.п.» (цитата доктора психологии ФИО не помню). Ценности являются основой психологической структуры личности, именно они задают вектор ее направленности, определяют отношение индивида к миру, лежат в основе жизненных выборов. Именно структура ценностей человека задает его эмоциональность и переживания, определяет его потребности и пристрастия. Ценности вплетены в структуру поведения и деятельности человека, они определяют задачи планирования, способы реализация, оценку результатов и требуют своей жизненной реализации. Невозможность реализации личностных ценностей лежит в основе внутренних противоречий (конфликтов, «напряжений»), разрешением которых может стать как прогрессивное развитие личности, так и ее разрушение. В современном обществе на фоне кризисного состояния российских регионов, в большинстве которых преобладают глубокие внутренние вызовы, такие как спад производства, рост безработицы, сокращение социальной сферы,… мы повсеместно наблюдаем внутренние противоречия огромного числа личностей, связанные именно с невозможностью реализации воспитанных в этих личностях личностных ценностей. По-простому, разговорным языком, это можно сказать так: Одной группе населения мы в период пребывания советской власти воспитали ценности коллективизма и равенства, которые реализовать в настоящее время не представляется возможным, ибо никакого равенства и коллективизма современная система жизнеустройства не предусматривает. Также у этого поколения воспитан дух решимости и главенства достижения целей, что тоже для нынешней системы устройства мира крайне нежелательно. Данный внутренний конфликт компенсируется частично материальным стимулом – государство согласно платить этой группе населения пенсии, и надеется, что в силу физической усталости и возрастного признака как-нибудь удастся избежать перерастания «внутреннего» конфликта у этой группы во «внешний». То есть, очень грубо: - пока мы платим – революции не случится, а со временем их не останется. (Не стоит принимать мои грубые формулировки за какую-либо агитацию. Я использую их исключительно для того, чтобы данные тексты могли прочесть граждане с различным уровнем интеллектуальной и культурной грамотности, ибо все мы люди не зависимо от уровня образования) Другой группе населения мы в период перестройки и становления капитализма в России привили в личные ценности ориентацию на превосходство над другими членами общества посредством захвата материальных ценностей в как можно больших объемах, грубо – огромная часть молодого трудоспособного населения желает быть богатыми и считает, что все можно купить за деньги. Деньги для них – это такое всемогущее божество (золотой телец), и способы поклонения этому божеству отсюда вытекающие. У этой группы людей также присутствуют огромные «внутренние» противоречия личностных ценностей, ибо все богатыми быть не могут, а для желаемого перераспределения материальных благ и мест в обществе требуется устранение и поругание других культурных личностных ценностей индивида (истоки девиантного и делинквентного поведения лежат, на мой взгляд, также в конфликтности личностных ценностей). Наша структура государственного управления как то сглаживает сегодня такие личностные конфликты индивидов, сохраняя в сознании общества идею «каждому по труду», внедренную в социум еще в советские времена, но это не является панацеей на фоне нынешней безработицы и не востребованности способностей и навыков этого многочисленного слоя людей. И даже периодическая ротация людей на местах не может теперь коренным образом изменить ситуацию. Особые категории социума составляют дети и молодые люди, с еще не сформировавшимися критериями личностных ценностей. На всех стадиях онтогенеза, то есть на всех стадиях становления и развития человека происходит становление, реконструкция и развитие личностных ценностей, начиная с дошкольного возраста и всю жизнь. В детские годы и юности, соответственно этот процесс происходит более интенсивно и полно, а во взрослом возрасте данный процесс может происходить незначительно либо в исключительных случаях и уже связан с более глубокими внутренними психологическими конфликтами, ибо «невозможно наполнить сосуд который уже полный». На стадии интенсивного формирования значение для определения ценностей имеют многие факторы внешнего воздействия: личностные ценности окружающего общества, профиль образования, этапы и особенности самоопределения, место проживания, и многое другое. В настоящей действительности ценностные приоритеты субъекта даже на доподростковой стадии развития отличаются противоречивостью, неустойчивостью и низкой обобщенностью. В период раннего юношеского возраста ситуация только усугубляется. В развитии системы личностных ценностей могут быть выделены стабильные периоды, характеризующиеся устойчивостью системы ценностей, - это те периоды, когда анализ явлений окружающей среды не вступает в противоречие с внутренней, уже приобретенной системой ценностей. Но в большинстве превалируют критические (кризисные) периоды, заключающиеся в её перестройке. Перестройка системы ценностей в юношеском возрасте совершается под влиянием реальных поведенческих выборов, например, происходящих после окончания средней школы в связи с дальнейшим жизненным и профессиональным самоопределением субъекта. Грубо говоря, когда молодой человек понимает, что та деятельность, которая ему нравится его не прокормит, а та, которую он выбрал, ему недоступна по другим причинам, и в итоге он выбирает ту, которая ему не нравится и доступна, потому что вид деятельности на данном возрастном периоде для него не главный жизненный критерий. Развитие системы ценностей взаимообусловлено особенностями профессионального становления и семейного самоопределения субъекта. Из этого логично сделать вывод, что формирование личностных ценностей нового члена общества происходит в обществе, путем влияния на процесс личностных ценностей других членов общества. Социум сам по себе не обладает способностью введения новых или других личностно культурных ориентиров в себя изнутри, он обладает способностью адаптировать субъект под мировоззрение и систему ценностей, которая уже в этом социуме заложена. В настоящем обществе, в обозримых мне его слоях, заложен конфликт личностных ценностей человека, который воспитывает дальнейшее развитие этого конфликта, связанного с невозможностью самореализации каждого субъекта. Парадокс состоит в том, что ценностные категории общества, обобщим это понятием Культура общества, вырабатываются социумом этих отдельных индивидов, в то время как воспитание и формирование Культуры каждого отдельного индивида происходит под влиянием и в рамках критериев этого же общества. Получается такой «замкнутый круг» - Курица непременно снесет яйцо, а из яйца вылупится непременно цыпленок. Для воспитания таких ценностей, которые имели бы возможности сохранения и реализации в современном мире нужны, вероятно, усилия извне этого сложившегося общества, необходимо внедрение инноваций социального или культурного, возможно, идеологического либо экономического плана, которые могли бы задать новый вектор формирования личных ценностей индивидов, позволяющих им впоследствии само-реализоваться и приобрести внутреннюю комфортность. А в этом аспекте уже нужно рассматривать готовность общественного сознания принять необходимые инновации и возможности самого создания (предложения) таких инноваций. (продолжение следует) | |
Просмотров: 761 | | |
Всего комментариев: 0 | |